Жизненный цикл товара.

рис.1 График 5 фаз жизни товара

Любой продукт, начиная от зубной пасты и заканчивая автомобилем, имеет свой срок «жизни», т.е. существования на рынке. В течение этого периода он проходит определённые этапы или фазы. Концепция, описывающая эти этапы, называется концепцией жизненного цикла товара.

Выделяют 5 фаз жизни товара, которые можно изобразить на графике (см. рис. 1)

Фаза внедрения на графике 5 циклов жизни товара

Фаза внедрения (Marketing Introduction Stage).

Объем продаж растет очень медленно. В этот период товар покупается из любопытства (пробная покупка) и благодаря маркетинговым усилиям.
Затраты компании на товар очень велики, поэтому товар пока не приносит прибыли, или наоборот, приносит убытки:

  • Затраты на разработку

  • Затраты на рекламу

  • Затраты на стимулирование

  • Затраты на сбыт

Размер убытков увеличивают возникающие именно в этой фазе трудности:

  • Недостаточный опыт в производстве товара

  • Отсутствие опыта продаж подобного товара

  • Недоделки нового товара

  • Когда товар становится прибыльным, он переходит в фазу роста.

Фаза роста на графике 5 циклов жизни товара

Фаза роста (Growth Stage).

  • Товар становится известным все более широким кругам потребителей.

  • Рост продаж в абсолютных величинах

  • Рост продаж в относительных величинах

  • Рост прибыли

Конкуренты выводят на рынок аналогичные товары. Они стараются дифференцировать свой товар:

  • По форме,

  • По техническому исполнению,

  • По качеству

  • По  цене

В процессе дифференциации  продукта, захватываются все новые и новые сегменты покупателей. На рынке начинается экспансия
Через некоторое время прирост продаж стабилизируется, товар переходит в фазу зрелости.

Фаза зрелости на графике 5 цилов жизи товара

Фаза зрелости (MatureStage).

Товар начинают покупать самые консервативные и сомневающиеся покупатели.

  • Объем продаж растет

  • Прирост продаж в % падает

  • Усиливается конкуренция

  • За счет инвестиций конкурентов

  • За счет входа в отрасль новых компаний, осознавших возможность позже

  • Усиление конкуренции вызывает снижение прибыли, так как рационализаторские возможности исчерпаны.

Фаза Зрелости заканчивается, когда абсолютный объем продаж достигает своего максимума и перестает расти.

Фаза насыщения на графике 5  циклов жизни товара

Фаза насыщения (SaturationStage).

  • Объем продаж медленно снижается. Происходит это потому:

  • Рыночный потенциал практически  исчерпан

  • Покупатели начинают переходить на товары-заменители

  • На этом этапе ценовая конкуренция уступает место конкуренции по качеству, поскольку разница между доходами и расходами слишком мала, чтобы маневрировать ценой.

Фаза спада на графике 5 циклов жизни товара

Фаза спада (Decline Stage).

Объем продаж резко уменьшается. Причина в том, что потребность, на удовлетворение которой был направлен данный товар, теперь можно гораздо лучше и дешевле удовлетворить с помощью других товаров. Все больше и больше покупателей теряют интерес к продукту и переходят на товары-заменители. Компания терпит убытки, конкуренты уходят с рынка.
Существуют различные причины, почему товары умирают:

  • Технический прогресс

  • Экономическое устаревание

  • Правовые меры

  • Экономические меры

  • Искусственное устаревание  - сознательный вывод на рынок новых товаров, заменяющих старый товар (товары-заменители). Характерный пример –модные товары (одежда, обувь), которые выходят из употребления не из-за реальных причин, а из-за «психологических» факторов.

Кривая жизненного цикла товара. График

Кривая жизненного цикла товара является полезной моделью для кейсов об операционной деятельности. Если у Вас спросят, почему сокращается прибыль компании, производящей электрические чайники, Вам сразу стоит понять, в какой фазе находятся товары компании:

  • Возможно, линейка продукции уже морально устарела, и компания уступает рынок более технологичным конкурентам.

  • Или же спрос в данном сегменте уменьшился, и потребители переключаются на другую продукцию(скажем, используют обычные чайники на электроплитах)