gallery/5_1_1_ris_390

Кейсы и метод кейсов

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) - данная техника обучения использует описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций.

Во время решения кейса нужно исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Метод был впервые применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году. Преподаватели быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе.
Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса с подробным описанием того, чем занимались эти менеджеры. Фиксировали также факторы, влияющие на их деятельность.
Аспирантам давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности. Это давало возможность ознакомиться с проблемой и найти решение как самостоятельно, так и в ходе коллективного обсуждения.

gallery/5_1_2_ris_390

Преимущества метода кейсов:

  • Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход компенсирует исключительно академическое образование и дает более широкое представление о бизнесе и процессах, нежели лекции в вузе или практика на узком участке работ

  • Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку

  • Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе

gallery/5_1_3_3_ris_390
​​

Отличительные особенности метода кейсов


Решение кейсов состоит из шагов:

  1. Исследования ситуации

  2. Сбора и анализа недостающей информации

  3. Оценки возможных вариантов решения проблемы

  4. Выработки наилучшего решения

Особенности метода кейсов:

  • Кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно, а вот эффективных решений — несколько

  • Вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами

  • Время на поиски решения ограничено. В бизнесе редко есть возможность выяснить все детали и иметь перед глазами полную картину

gallery/5_1_4_ris_390

Решение кейсов помогает развивать полезные навыки


Навыки работы с информацией

  • Поиск недостающих данных

  • Анализ и переработку массивов  данных в условиях ограниченного времени

  • Оформление результатов логично и структурированно

Навыки управления бизнесом

  • Поиск новых оптимальных решений

  • Эффективным действиям в условиях стресса, неопределенности и нехватки информации

  • Быстрому принятию решений в условиях противоречивых вводных данных и ограничений по времени

Поведенческие компетенции (Soft skills)

  • Управлению проектами, организации командной работы, управлению конфликтами

  • Навыки публичных выступлений

  • Убедительно формулировать свое мнение, дискутировать, искать варианты 

gallery/5_1_5_ris_390

Кейсы классифицируют по формату использования и сложности


По формату использования:

  • Executive-кейсы. Участники знакомятся с кейсом непосредственно на мероприятии и решают его индивидуально или в формате обсуждения с модератором. Такие кейсы используются в качестве иллюстрации теоретического материала или для проверки конкретных узких навыков. Размер кейса 1-2 страницы

  • Тематические кейсы. Предназначены для разбора на учебном занятии и общей дискуссии, иногда предполагается краткая предварительная подготовка участников. Размер кейса 3-5 страниц.

  • Гарвардские кейсы. Подразумевают самостоятельную командную работу в течение нескольких дней и презентацию решения. Размер кейса 20 - 25 страниц

По уровню сложности:

  • Структурированные (highly structured). Включают в себя минимальное количество дополнительной информации. В них заложена определенная модель решения, и существует оптимальный вариант решения

  • «Маленькими набросками» (short vignetts). Знакомят только с ключевыми понятиями, включают 2–3 стр. приложений. Участникам требуются дополнительные знания для работы

  • Большими неструктурированными (long unstructured cases). Это самые сложные кейсы. Участникам нужно справиться с большим объемом слабо структурированных данных. В кейс может включаться лишняя информация и/или отсутствовать необходимые данные

gallery/5_1_6_ris_390

Типы бизнес-кейсов


В зависимости от темы решаемых задач, существует 12 типов бизнес-кейсов. Их можно условно разбить на 4 группы.


1 - Кейсы об операционной деятельности:

  • О падении прибыли

  • О Маркетинге

2 - Кейсы о стратегическом развитии:

  • О запуске нового продукта

  • О выходе на новый рынок

  • О выходе на новый георынок

  • О размещении нового завода

  • О слиянии / поглощении

3 - Кейсы о внешних изменениях:

  • О реакции на конкурентов. 

  • О реакции  на внешнюю среду

4 - Кейсы на гибкость ума:

  • О размере рынка

  • Головоломки