gallery/6_4_01_ris

Методика решения проблем

Методика решения проблем помогает понять суть проблемы и найти важные точки для принятия решений.

Методика используется для быстрого  решения сложных задач в команде или персонально.

gallery/6_4_02_ris

Принципы работы

Разбивка на элементы:

  • Наш мозг работает воспринимая одну порцию информации в один момент времени. Этот фрагмент информации может быть однозначный, например "кирпич". А может быть более сложным, например "мой дом"

  • Тем же самым образом воспринимается информация, касающаяся наших проблем. Она также состоит из отдельных элементов, которые можно сформулировать короткой фразой, например "Крыша протекает"

  • Части проблемы можно записать на стикерах.

  • В результате вы можете найти решение проблем. Вначале нужно разбить их на элементы. Затем классифицируйте их по основным категориям. Потом сконцентрируйтесь на важных моментах

Способы систематизации

Существует три основные формы классификации отдельных элементов:

  • Списки. Могут быть хаотичными, или отсортированы в порядке важности

  • Древовидная структура. Имеет простые иерархические отношения "родитель - ребёнок" Может быть вовосходящей и нисходящей

  • Карты. Это формы с более сложной структурой, любой элемент которой может быть связан с любым другим элементом. Они могут использоваться для того, чтобы связывать между собой конкретные действия, либо более сложные элементьы информации

Ориентиры

Если вы запишите изначальные ориентиры, это поможет не сбиться с пути в ходе рабочей сессии:

  • Цели описывают то, что вы пытаетесь достичь. Антицели - то что вы хотите избежать

  • Критерии являются отправной точкой при принятии решения. Например: "Стомость должна быть низкой"

  • Вопросы стимулируют и наводят на размышления

  • Ограничения сокращают количество вариантов решения. Например: "Только отдел маркетинга может использовать бюджеты"

gallery/6_4_03_ris

Качество информации

При решении проблемы, некачественная информация приводит к неверному решению. Мусор на входе приводит к мусору на выходе.Нужно работать над превращением предположений и мнений в факты.

  • Факты - это то, что можно доказать

  • Мнения - это то, во что люди верят

  • Предположения - это необоснованные идеи и смутные догадки

Хороший элемент информации:

  • Каждый элемент информации легко прочесть  и понять.
  • Элементы информации имеют простую структуру "глагол + существительное" или "прилагательное + существительное", так они описывают происходящее явление.
  • Можно добавлять информацию, но в целом элемент информации должен оставаться понятным и кратким:

Хорошие примеры: "Сломался прибор в ванной" или "Недовольный задержкой клиент".

Неудачные примеры: "Много жалоб" или "Было несколько телефонных звонков от людей, которые долго и громко жаловались на количество времени, требуемое для того, чтобы дождаться, пока их обслужат".

gallery/6_4_04_ris

Дивергенция и конвергенция

Рекомендуем использовать приемы дивергенции и конвергенции при решении проблем. Традиционное мышление дает ограниченное число очевидных решений. Расходящееся мышление дает много новых решений.

  • Дивергенция - расходящееся мышление. Когда освобождаете свой разум

  • Конвергенция - традционное, фокусное мышление. Когда концентрируетесь

gallery/6_4_05_ris

Афиша

Служит для сбора элементов информации о ситуации.

Когда применять:

  • В начале сессии по решению проблем

  • Вместо мозгового штурма

  • Когда нужна цельная картина, а каждый участник обладает только частью информации

gallery/6_4_06_ris

Перестановка

Служит для расстановки приоритетов.
Когда применять:

  • Сортировка неорганизованной информации

  •  Применяется после Афиши, Дерева, Карты

gallery/6_4_07_ris

Восходящее дерево​

Служит для разбивки проблемы на важные составляющие.
Когда применять:

  • Разбивка задач на подзадачи

  • Разбивка проблемы на логические составляющие

  • Выяснение причин возникновения

gallery/6_4_08_ris

Нисходящее дерево

Служит для организации разрозненных элементов в единое целое.
Когда применять:

  • Для выяснения сути проблемы

gallery/6_4_09_ris

Информационная карта

Служит для показа сложных взаимосвязей между элементами проблемы.
Когда применять:

  • Для творческих сессий без четкой структуры

  • Для особенно запутанной проблемы со множеством взаимосвязей

gallery/6_4_10_ris

​Карта действий

Служит для показа  связей в наборе действий.
Когда применять:

  • Для разработки процессов

  • При планировании проектов

gallery/6_4_11_ris

Преимущества методики решения проблем:

  • Визуализация задействует в решении как логический, так и творческий потенциал человека и команды. => Достигается высокая скорость и качество решения

  • Возможность задействовать в решении разносторонние знания и опыт команды. => Достигается высокая глубина проработки вопроса и повышается вероятность выработки правильного решения

  • Команда имеет возможность активно и творчески участвовать в решении. => Снижает сопротивление команды и повышает понимание ситуации в целом при реализации решения в жизнь

gallery/6_4_12_ris

На данной странице мы даем общее представление о методике решения проблем и сложных задач.

Если планируете глубже проработать у себя данные навыки, рекомендуем изучить дополнительную литературу или посетить специализированный тренинг:

  • Литература

  • Тренинг